Турбийон

  • 2019 09 19
  • 0

Что такое турбийон

Наверняка многие слышали это трудно произносимое слово “турбийон” и задавались вопросом: “Что же это такое?”

Турбийон – это усложнение в наручных часах, принципом работы которого является особая конструкция узла баланса *, позволяющем нивелировать действие земной гравитации и повысить точность хода.

* баланс - маятниковое колесо, которое совершает колебательные движения от балансовой спирали. От того, насколько равномерны его колебания, зависит точность хода часового механизма, поэтому баланс считается одним из самых важных элементов в часах.


История создания турбийона

Турбийон впервые появился в механических часах более двухсот лет назад. Знаменитый часовой мастер из Франции Абрахам Луи Бреге изобрел его в 1795 году, а патент на конструкцию оформил в 1801 году. В переводе с французского языка tourbillon означает “вихрь”. Забегая вперед, скажем, что всего Бреге собрал 30 подобных “вихревых” механизмов.

Стоит отметить, что, сродни всем изобретениям того времени, через несколько лет после внедрения первых турбийонов начались споры об эффективности новшества Бреге. Противники утверждали, что в горизонтальном положении новое устройство вносит отрицательный эффект, так как детали конструкции оказывают дополнительное сопротивление пружине, а зазоры и неуравновешенность каретки придают ходу еще большую погрешность.

Однако, несмотря на это, спрос на турбийоны постоянно рос, через пару лет изобретение Бреге стало игрушкой для богатых европейцев. Богачи заказывали часы с турбийоном, в основном, по двум причинам. Во-первых, механизм таких часов сам по себе стоил больших денег, во-вторых, в светских беседах можно было невзначай обмолвиться и поррасуждать о точности хода, приковывая к себе внимание.

В 1920 году был спроектирован первый “парящий” турбийон, который находился в нижней части механизма. Благодаря расположению, на циферблате можно было увидеть и каретку и спуск в ходе вращения. В семидесятые годы разработку турбийонов затормозило появление на рынке кварцевых часов, но спустя всего десять лет компания Audemars Piguet выпускает первые часы с турбийоном и автоматическим подзаводом.


Изначально tourbillon был задуман для карманных часов, большую часть времени пребывающих в вертикальном положении. Поэтому до сих спорно его эффективность в наручных часах. Каретка классического турбийона вращалась в одной плоскости с вектором тяжести, однако, владелец часто перемещает их в горизонтальную плоскость, положив руку за клавиатуру или на руль автомобиля. Как тогда турбийон компенсирует погрешности, если позиция заключенных в него деталей не меняется?

Но прогресс не стоит на месте,и в 2003 году швейцарец Франк Мюллер представил миру часы Tourbillon Revolution 2 с единственным в мире двухосевым турбийоном. Он состоит вложенных друг в друга кареток, вращающихся как по горизонтали, так и по вертикали. Инновационный турбийон работает при любом положении часов. Совершенный механизм можно наблюдать на циферблате и через прозрачное стекло сзади. Он имеет ручной завод и хороший запас хода в 80 часов.

Уже в 2004 Франк представил часы Revolution 3 с турбийоном, вращающимся уже в трех плоскостях.


На текущий момент практически все известные мировые бренды имеют в своем арсенале часы с турбийоном.

Не отстают и вездесущие китайцы, запустившие в новом веке массовое производство этих замысловатых устройств.

Конструкция турбийона и принцип работы

Из чего состоит и как работает турбийон? На чем основан принцип его работы?

Турбийон состоит из баланса (1), анкерного колеса (2) и анкерной вилки (3), которые расположены на вращающейся каретке (4). Триб анкерного колеса вращается вокруг секундного колеса, закрепленного на платине. На каретке жестко закреплено колесо, которое передает балансу энергию.



В зависимости от типа каретки турбийоны подразделяются на традиционные и “парящие”. В конструкции классического (традиционного) варианта каретка крепится к механизму с двух сторон, парящий же предусматривает крепление только с нижней стороны часового механизма. Это намного более привлекательно, выглядит завораживающе, так как каретка не загораживает обзор, и вы можете наблюдать работу турбийона на видео.

Есть и небольшой нюанс: конструкция турбийона, закрепленного в одной точке, чуть более чувствительна к внешним механическим воздействиям.

По скорости вращения каретки турбийонов подраделяются на карусельные, минутные и полуминутные.

Самые сложные - минутные - вы можете встретить в коллекциях топовых производителей механических часов. Карусельный тип был впервые продемонстрирован в 1982 году. Модели с ним отличаются наличием промежуточного колеса в каретке, создающего зацепление с анкерным колесом. Изготовление турбийона карусельного типа предполагает меньшую точность и стоимость производства. Топовым производителем является американская компания Waterbury, в часах этой фирмы механизм делал один полный оборот за час, а к платине крепилась минутная стрелка. Полуминутный турбийон был продемонстрирован только швейцарской компанией Parmigiani.

Российские модели наручных часов с турбийоном

Канули в лету те времена, когда турбийон был безумно дорогим устройством, доступным исключительно богачам. Оценить точность и гипнотизирующее действие этого механизма теперь могут и простые любители часов. Купить в настоящее время его не представляет особой сложности.

В России одними из ведущих марок часов с турбийоном по праву можно назвать Petroff, стоит также отметить изделия часовой мануфактуры Константина Чайкина.

Модели, которые подчеркнут ваш статус и просто доставят радость как обычным людям, так и коллекционерам.


Подведем итоги

Турбийон сейчас – это сложный механизм и одновременно эстетическое удовольствие для поклонников механических наручных часов среднего и премиум-класса. Он не только положительно скажется на точности хода, но и станет “сердцем часов”, предметом вашего восхищения и гордости.