С чего начиналось часовое дело в россии
Измерение человеком времени прошло сложный путь развития. В древности, наблюдая за сменой дня и ночи, за движением Солнца, Луны, люди установили строгую закономерность и периодичность этих явлений, что и легло в основу измерения времени. На первых этапах измерение было грубым. По движению Земли вокруг Солнца определяли год, промежуток времени между двумя одинаковыми фазами Луны считался месяцем, один оборот Земли вокруг своей оси равнялся суткам. Развитие астрономии дало новые правила выверки часов, счета дней, месяцев и лет. Таким образом появился календарь. Во II веке н.э. греческий астроном Клавдий Птолемей ввел часы, минуты и секунды.
В ХV веке жители крупных городов Руси начали вести отсчет времени по башенным часам. В Москве в 1404 году они появились благодаря монаху-часовщику Лазарю Сербину. Об установке первых башенных часов упоминалось в летописях как о событии особой государственной важности: "Сей часник наречется часомерье, на всякий час ударяет молотом в колокол, размеряя и рассчитывая часы ночные и дневные"[1]. Затем часы стали украшать башни многих крепостей и монастырей Русского государства. Делали их наряду с иностранными и русские мастера. Об этом свидетельствуют хранящиеся в Коломенском музее в Москве механизм башенных часов Соловецкого монастыря, сооруженные новгородским мастером Семеном в 1539 году, механизм часов Николо-Перервинского монастыря, изготовленных Рязанцевым, и др.
Лучшие мастера того времени занимались созданием башенных часов. Им придавали бой, а иногда и музыку, и тогда по ним можно было определять время даже ночью.
Длительное время часы были предметом творчества одиночек. На их создание уходили десятилетия, а порой и вся жизнь. Над украшением часов трудились лучшие архитекторы и художники. Плоды их труда становились нередко чудом часового искусства.
В XVI - ХVII веках карманные и столовые часы в России являлись предметом роскоши, и это было привилегией царских особ и приближенных к ним. В Россию они поступали главным образом в виде подношений иностранных послов. В основном это были настольные часы различных форм и конструкций, со сложными механизмами боя и курантов.
Во второй половине XVII века Москва становится одним из центров России по производству башенных часов для церквей, монастырей и крупных городских сооружений. В XVIII веке получают распространение настенные, настольные и карманные часы. Тогда же в Москве на Мясницкой создается "Часовой двор", где работает много часовщиков. На этой улице и в дальнейшем открывались часовые мастерские, в том числе братьев Николая и Ивана Бутеноп, которые в середине XIX века реставрировали часы Спасской башни Кремля. Особенно известны были часовые мастерские на Тверской улице мастеров И.П. Носова и Д.И. Толстого.
В "Истории России с древнейших времен" С.М. Соловьев приводит опись имущества В.В. Голицына, фаворита Софьи Алексеевны, где отмечает, что "нашли много часов (с боем) и столовых в корпусах черепаховых, оклеенных китовым усом, кожею красною, немчин на коне, а в лошади часы."[2]
Еще при Екатерине II предпринимаются попытки создать часовую промышленность. В 1769 году правительством были организованы часовые фабрики в Петербурге и Москве. Однако Московская фабрика прекратила свое существование через девять лет. Большая часть продукции петербургской фабрики использовалась в качестве наград, подарков за особые заслуги и отличия по службе. Часы выпускались в небольшом количестве в золотом корпусе с бриллиантами, с репетицией (звоном), выпускались, и каретные часы. Но вскоре и это заведение закрылось.
В 1784 году Г.А. Потемкин организовал фабрику-школу у себя в имении Дубровна (Белоруссия), где часовому делу обучались 33 ученика из крепостных. После смерти князя фабрику выкупила у его наследников императрица, и по ее указу фабрику переводят в Москву, а затем в специально построенное здание в Купавне московской губернии. Предприятие выпускало часы "всякого сорта", как карманные, так и стенные с боем, не уступавшие западноевропейским образцам. Однако и эта продукция предназначалась главным образом для удовольствия нужд царского двора и лишь небольшая часть попадала на рынок.[3]
Намного возросла потребность в часах как индивидуального так и специального назначения в XIX веке. Их производили фирмы П.Буре. (он поставлял часы для армии); Г.Мозер (обеспечивал железные дороги).В.Габю,Дюбуа и К°, Лангендорф Ватч и К°,а также упоминавшиеся П.Буре и Г.Мозер выпускали часы для населения. В России развивалась также и конструкторская мысль. Особую известность получили, дополнительно к упоминавшимся, русские часовые механики Л.И.Нечаев и И.Мезгин.
Вместе с тем это были в основном одиночки, не имевшие поддержки со стороны государства. Иностранцев же кроме обширного рынка сбыта привлекала в России таможенная политика. Высокой пошлиной облагались лишь готовые изделия, ввоз же деталей и узлов стоил дешево. К началу первой мировой войны отечественное часовое дело было представлено кустарными заведениями, производившими в основном часы-ходики.
Обследование часовой промышленности МосковскойГубернии, проведенное в 1914 году, дает представление о состоянии производства часов в то время.
Обследовалось 17 мастерских в Звенигородском и Волоколамском уездах, из них 12 "екальных" (мастерские ходиков) и 5 столярных, производивших деревянные корпуса для ходиков. Наиболее развитым было кустарное производство в селе Шарапове
Звенигородского уезда (не отсюда ли "Русская Швейцария"?). Первую мастерскую с наемной силой там открыл в 1875 году Г. И. Афанасьев. Оборудование мастерской состояло из токарного станка, приводимого в движение ногой, и делительной машинки для нарезки зубьев, изготовленной самим Афанасьевым. В 1914 году в мастерской уже работали 56 рабочих, производя 30 тысяч часов в год по одним данным, по другим - 1,5 тыс. ходиков в год.
Помимо этой мастерской в Шарапове ходики производили еще в девяти дворах. Самой крупной здесь была фабрика В.И. Платова.
К моменту обследования на ней работало 60 человек и изготовлялось 50 тысяч ходиков в год.[4]
Концентрация часового производства в Шарапове привела к закрытию мелких мастерских в соседних деревнях и переходу их рабочих в шараповские мастерские. Тяжелым был быт рабочих, спали прямо в мастерской на верстаках, а если не хватало места, то и на полу. Широко применялся низкооплачиваемый детский и женский труд, причем рабочий день учеников начинался в 4 утра и продолжался до 9-10 часов вечера наравне со взрослыми.
В Москве была обследована 31 мастерская. В это время там работало 368 человек. Изготовление часов ничем не отличалось от шараповского. Господствовал исключительно ручной труд. Фабрика П.А. Дмитриева (Даев переулок, 14), одна из крупных в Москве,насчитывала около 50 рабочих и выпускала в месяц 1250 ходиков и 500 стенных часов с боем. На часовой фабрике Б. Рейнина по Суворовской улице, 8, впервые попытались заменить ручной труд механическим. В 1911 году здесь были установлены выписанные из Германии новые станки и машины, заменившие ножные токарные. Однако и тут далеко не вся работа была механизирована. Предварительное соединение некоторых частей колес производилось рабочими вручную на дому, сдельно. В основном использовался женский труд. Заработок женщин равнялся 50-60 копейкам в день при 10-часовом рабочем дне. Мужчины зарабатывали 25-30 рублей в месяц.
Часовые мастерские в начале ХХ века появились в Ярославле, Томске, Нижнем Новгороде и др. Состояние производства не отличалось от московского и шараповского.[5]
В 1900 году в Петербурге было открыто механико-оптическое и часовое учебное заведение, которым руководил профессор Н.Б. Завадский. На международной выставке новейших изобретений экспонаты школы были награждены Большой золотой медалью.
Однако в 1913 году профессору Завадскому было отказано в выделении средств на покупку оборудования для образцовой фабрики карманных часов при школе. Тем не менее, школа сыграла заметную роль в подготовке кадров для часовых мастерских. На ее базе в 1922 году был организован техникум.
В 1912 году на трамнайных остановках в Москве было установлено138 вторичных электрочасов немецкой фирмы Сименс и Гальске,работавших от сигналов первичных часов, которые были расположены в здании Городской Думы.Все это создало часовые традиции, которые сыграли определенную роль при возникновении современной часовой промышленности в России и прежде всего в самой Москве.
Более подробно с историей отечественного часового дела читатель может познакомиться в книге В.Н. Пипунырова и Б.М.Чернягина "Развитие хронометрии в России" . Издательство "Наука". Москва 1977 г.
« Вместо предисловия Оглавление Нужна отечественная часовая промышленность »