Рассказ ДЕНЬ ПЕРВЫЙ ИЛИ ПОСВЯЩЕНИЕ В ЧАСОВЩИКИ
Моей маме
Серафиме Александровне
посвящается.
Фамилии основных героев вымышлены.
День первый или посвящение в часовщики.
Предъявив разовый пропуск и пройдя проходную, Вовка Баданов стал подниматься по лестнице. В нос ударил непривычно резкий запах машинного масла. За приоткрытой дверью слышался монотонный шум работающих станков. Впереди за другой дверью открылась лестничная площадка. Лестница была красивая, мраморная и уходила вниз к другой проходной, а дальше видимо в подвальное помещение, и вверх на несколько этажей, где лучи солнца играли зайчиками на белом мраморе. С трудом вспоминая рассказанный в отделе кадров маршрут, двинулся вглубь завода. Пройдя небольшой коридор, где справа висела табличка "приемная", а слева соответствующие обозначения мужской и женской принадлежности: "директорский" - мелькнуло в голове, Вовка сразу попал в какой-то большой цех. Проход между знакомыми по производственной практике и незнакомыми станками был узкий. У выстроенных в ряд похожих друг на друга станков суетился сосед по квартире - дядя Яша. Поняв, что дяде Яше не до него, пошёл дальше, стараясь не потерять из виду с трудом угадываемый путь. В коридорах за стеклянными, крашеными стенами тоже слышался шум оборудования, но не такой монотонный, как сразу за проходной. Иногда слышался глухой звук работающих прессов. Ну вот и заветный лестничный проем. Дальше прохода не было, и Вовка глубоко вздохнув, двинулся вверх к ещё одному вахтёру. Пройдя его, почувствовал сильное внутреннее волнение, справиться с которым сразу так и не удалось. "А где-же искать маму?" Цех был большим, а оборудование ещё разнообразней. Спросил об этом первого мужчину, который шел навстречу. "А кем ты ей будешь? - спросил он, - "Уж не сын ли?". "Да", - смутившись ответил Вовка. "Ну тогда шагай за тот уголок. Заждалась уже она" и пошёл дальше к выходу.
На рабочем месте матушку Вовка видел впервые. Она была в тёмно-синем рабочем халате и внимательно в лупу рассматривала какие-то мелкие детали, периодически что-то замеряя микрометром или укладывая на столик микроскопа, пристально вглядываясь в его окуляры, Увидев Вовку, она улыбнулась той материнской тёплой улыбкой, которую не спутаешь ни с какой другой. "Нашёл?"- спросила она, вставая и приглашая следовать за ней. Вошли на небольшой участок, отделенный от цеха перегородками. В глаза бросилась белизна халатов, марлевых косынок и пилоток. Навстречу уже шел среднего роста мужчина тоже в белом халате, но без пилотки. "Начальник."-подумал Вовка, а тот уже представлялся: "Горячев, мастер участка сборки секундомеров. Пойдёмте, я покажу Вам рабочее место и познакомлю с наставником". Рабочее место оказалось недалеко от входной двери. Вдруг слева донеслось: "Вовка, не дрейфь, все будет нормально". Не поверив ушам своим, Вовка повернулся на голос. "Вот это сюрприз",-подумал он. За столом сидели две женщины, одна из которых улыбалась во весь рот. Это была Лидка Герасимова, с которой Вовка ещё позапрошлым летом был в одном отряде в заводском пионерском лагере. Помня Лидкин острый язычок, в ответ улыбнулся и быстро кивнул. Мастер уже шёл вглубь бригады, и Вовка быстрым шагом пошел ему вдогонку. Пройдя между верстаками, Горячев остановился за спиной мужчины. Когда тот обернулся, Вовка увидел улыбку на круглом лице и протянутую руку: "Игорь Кузнецов". "Володя" - ответил он. "Иди на рабочее место, а я чуть позже подойду. Пойдём инструмент в кладовую получать". Вовка внимательно рассматривал наставника. Ему было лет сорок, крепкого телосложения, с добродушным лицом и озорной улыбкой и, как показалось Вовке, немного прихрамывал. Возвращаясь к рабочему месту, он услышал приятный, чуть с хрипотцой голос, обращенный к женщине у окна: "Зойка! А мне опять ученика дали". "Да я, Кузя, уже видела. Ничего, симпатичный" — ответила Зойка. Когда Вовка шёл к верстаку, неожиданно зазвенел звонок. "Для обеда рановато", - мелькнула мысль и посмотрел на часы. Было ровно 11. Из динамика послышалась знакомая музыка и приятный мужской голос: "Начинаем производственную гимнастику ..." Кто нехотя, а кто быстро начали подниматься с рабочих мест, готовясь выполнять знакомые упражнения. На середину вышел мастер, и производственная гимнастика началась. "Вот это мне навится", - подумал Вовка, и с удовольствием стал повторять движения мастера.
В школе и в летнем пионерлагере со спортом он был "на ты"; был председателем школьного спортсовета и членом комитета комсомола школы и ещё с восьмого класса отвечал за спортивно-массовую работу. Имея полное доверие учителей по физкультуре и копию ключа от спортзала, все большие перемены проводил там, обязательно заглядывая после уроков для проведения очередного первенства по волейболу, или баскетболу, а чаще просто покидать мяч в корзину, поддержать спортивную форму. Путь к спорту был долгим и трудным. Переболев в 1-ом и 2-ом классе по семестру ревматизмом, начиная с 3-его, обращался к школьным врачам по поводу уроков физкультуры и слышал один и тот ж е ответ: Никаких уроков,никаких соревнований" А когда учился в 4-ом, приехала тетка Елизавета из Сухинич, внимательно осмотрела, послушала деревянной трубкой, которыми тогда уже мало кто пользовался (Елизавета Александровна была врачом терапевтом в местной больнице с большим практическим стажем и в родне имела непререкаемый медицинский авторитет) и сказала мудро: "На врачей не очень-то сильно обращай внимание. Бегай, прыгай, играй в футбол, ходи на уроки физкультуры, но постоянно прислушивайся к себе, а чуть устал, посиди, передохни. Занимайся физкультурой так, чтобы твое сердце не давало о себе знать". Сказано, сделано. И пошли уроки физкультуры, соревнования под чужой фамилией и первые успехи. Команда мальчиков 1948 и 49гг. рождения стала чемпионом района по лыжам. "Под какай же фамилией он тогда выступал?"
В ушах прозвучало знакомое:"Производственная гимнастика окончена. До новых встреч, товарищи". Сборщики стали рассаживаться за рабочие верстаки, продолжая тихую, но требующую полного внимания работу. Вовка подошел к своему верстаку, собираясь примериться к специальному стулу сборщика, но сесть на него не успел. К нему шел наставник, озорно улыбаясь, - "Пойдем в кладовку часовой инструмент получать". Оказалось, что инструментальная кладовая находилась в другом конце цеха. Проходя мимо участка, где работала мама, Вовка машинально оглянулся. Серафима Александровна оживленно беседовала с каким-то рабочим, периодически показывая то на лежащие на столе детали, то на чертеж, то на микроскоп.Она была контролером ОТК, и по всей видимости, разговор был не простым.А вот и кладовая. Наставник привычно постучал в окошко, которое тут же открылось,и они увидели женское лицо, которое показалось Вовке знакомым.Игорь начал перечислять инструмент: "Пинцеты: простой, волосковый, пинцет-кусачки, отвертки в наборе", дальше пошли совсем незнакомые слова: "Нипман, пуассоны, перевес-машинка..." Когда вернулись обратно в бригаду, в ней царило оживление. Гремели кружки, ложки. От окна приятно потянуло кофе. Некоторые сборщики, сидевшие у окна, обернулись от своих верстаков и поглядывали на бригаду. Наконец повернулся сборщик, сидевший в самом углу, "Вот так раз! Так это Юрка Закурдеев". Юрка был старше Вовки года на два,был знаком по тому же "Орленку". В лагере он был заядлым авиамоделистом и постоянно пропадал у руководителя кружка Олега Дуняшева Юрка перехватил Вовкин взгляд и махнул рукой. Зазвенел звонок, извещающий об обеде. На часах было 11.45. В дверь заглянула мама: "Ну что, труженик пошли обедать".
Столовая находилась рядом со старым клубом и была знакома по заводским Новогодним елкам, которые традиционно заканчивались для Вовки обедом с мамой и вкуснейшим горячим борщом в мисках из нержавейки.Вовка хорошо помнил то время, когда в центре каждого стола стояла ваза с хлебом, горчица, соль и перец. И пока несли борщ, можно было съесть бутерброд, где на черном хлебе вместо масла поблескивал тонкий слой горчицы.
Перемены не очень удивили, а борщ и обед в целом показались, как и раньше, удивительно вкусными. Вовка знал, что мама, как правило, обедала на своем рабочем месте тем, что приносила из дома. А сегодняшний поход в столовую наверняка посвящен его первому рабочему дню. После обеда мама пошла в цех, а Вовка остался на улице у проходной, решив вернуться в цех к концу обеда, а в душе надеясь встретить еще кого-нибудь из "старых" друзей. Со многими из них в этом году он встречался довольно-таки часто. Зимой на катке, то в парке им.Горького, то в Лужниках, а летом, когда школьные экзамены были позади, а экзамены в первый дневной институт (у каждого свой) успешно провалены, в походе в окрестностях того же "Орленка". Подробности того омраченного неприятным инцидентом с начальником лагеря похода, еще долго помнил Вовка.
Обед подходил к концу, и пора было идти в цех, как из-за угла показались два знакомых лица. Оба улыбались, и, увидев Вовку, пошли к нему. Платоша, Вовкин тезка, на заводе работал уже год и держался более уверенно, а Санька Егоркин несколько дней постигал азы производства в энергоцехе под присмотром отца.
Вовка с досадой взглянул на часы. Так хотелось поделиться с друзьями первыми впечатлениями, но минутная стрелка неумолимо приближалась к критической отметке. В первый же день опаздывать с обеда никак не хотелось и он, быстро простившись с друзьями и договорившись встретиться после работы, побежал в цех. На участок вошел со звонком, означающим конец обеденного перерыва, сел за свой рабочий стол и, с трудом переводя дыхание, стал рассматривать только что полученный часовой инструмент. За этим занятием и застал его телефонный звонок и знакомый голос: "Баданов, к телефону". "Кому это я понадобился?", - Удивился Вовка. Звонили из отдела кадров. "Восемнадцати еще нет?", - послышалось в трубке. "Да". "Рабочий день на час короче. Предупреди мастера. А сегодня техминимум. Ты как раз последний B группе. В три начало. Не опаздывай. Как найти объяснят на бригаде." И не успел Вовка открыть рот и сказать еще хоть слово, в трубке пошли короткие гудки. Увидев мастера, скороговоркой выпалил услышанное по телефону. "Как найти учебный класс объяснит Лидия. Вы, похоже, знакомы. А на учебу пойдешь не один. Захватишь вон ту симпатичную девушку", - и показал на верстак, стоящий в предыдущем ряду, но чуть правее. "Заодно и познакомитесь. Это тоже наша новая сборщица. Работа поначалу у Вас видимо будет одинаковая: сборка комплектации. Она тебе и расскажет, что это за зверь". Вовка одобрительно кивнул и направился на свое рабочее место. Но сесть опять не успел. Позвал наставник. Протиснувшись к Игорю, услышал: "Мостись, вопросов пока не задавай, но смотри и слушай внимательно. То, что увидишь, буду комментировать". Вовка, удобно расположившись, замер, чуть сдерживая дыхание. Он часто делал это в школе на уроках, которые его интересовали больше других, стараясь запомнить почти наизусть услышанное и увиденное. Потом, дома, этот урок уже можно было не повторять, сэкономив время для нескольких дополнительных минут на футбольной площадке, которую регулярно посещал после уроков. А Игорь уже начал рассказывать. Слова всё были незнакомые и поэтому запоминались с трудом: "Получаю собранную комплектацию, проверяю. Я-то получше контролера знаю, что пойдет, а с чем будут трудности. Затем начинаю предварительную сборку. Собираю ангренаж с барабаном. Проверяю скат",- говоря эти слова, Игорь ловко накинул барабан и колеса на платину, накрыл мостом да так, что все колеса своими маленькими осями попали в соответствующие камушки и, вставив заводной ключ, едва повернул его. Колесики дружно закрутились. '"А теперь смотри внимательно. Видел?" Вовка видел, как окончив вращение и одну сторону, колесики дружно закрутились в обратную. "Это означает, что ангренаж, т.е. колесная система работает нормально. Можно собирать дальше. Ставим анкерную вилку, накрываем мостом и проверяем ход". Выполнив эти операции, он едва прикоснулся к вилке, предварительно чуть повернув заводной ключ. Вилка резко повернулась и прижалась к ограничителю. Повторив эту операцию несколько раз, многозначительно произнес: "Пора пускать". При этом из тары, стоявшей тут же на верстаке он поднял за маленький цилиндр нечто дрыгающееся, как мячик на резинке и опять многозначительно произнес: "Узел баланс - спираль. Зойка собирает", - и знакомым уже жестом показал на ее спину за верстаком у окна. Баланс послушно лег на уготованный для него балансовый мост. При этом цилиндр, за который только что Игорь держал узел, ловко угодил в предназначенное для него отверстие. Быстрый поворот крепежного винта и вся система, перевернутая балансом вниз, уже лежала на своем месте на платине. "А теперь смотри внимательно", - еще раз повторил он. Аккуратно прижимая мост к платине, он внимательно следил за балансом и, почувствовав, что тот стоит иа месте, чуть заметно тронул его. Баланс медленно, постепенно набирая амплитуду начал вращаться, то в одну, то в другую сторону. При. этом послышался веселый равномерный перезвон. "Это баланс своим эллипсом бьет по рожкам анкерной вилки, а та в свою очередь взаимодействует с анкерным колесом. Чем звон чище и ровнее без "скрежета" и дополнительных звуков, тем больше уверенности, что секундомер будет работать точно и надежно". Ну иди на свой техминимум. Там тебе еще раз, по-научному, повторят то, о чем я тебе только что рассказал. Будешь слушать так же внимательно, считай теорию уже освоил. Останется самое легкое- практика". Последняя фраза, показалось Вовке, была произнесена с некоторой иронией. Он встал, размял затекшие ноги и пошел к незнакомой блондинке, по пути предупредив мастера. Сказал блондинке, что догонит, быстро подошел к маме, шепнул ей куда уходит и, что встретятся дома не позднее семи. Мама одобрительно кивнула и занялась своим делом, а Вовка кинулся догонять попутчицу. Вдвоем было куда веселее. Быстро найдя по Лидкиному рассказу учебный класс, сели за свободную парту в первом ряду и только тогда познакомились. Вовка многозначительно назвал свое имя, а в ответ услышал тихое: "Оля". На этом знакомство пришлось прервать. В класс вошел преподаватель и представился: "Петр Николаевич. Буду читать Вам теорию часов". Повесил большой плакат на гвоздь, вбитый в обычную школьную доску и повернулся к аудитории, которая на приветствие ответила дружным вставанием. Предложив рукой сесть, Петр Николаевич без предисловий перешел к сути, то есть к конструкции наручных часов. Рассказ его был ровным и понятным. Чувствовалось, что эта лекция была для него далеко не первой. Внимательно слушая и почти непрерывно следя за указкой, Вовка начал присматриваться к преподавателю. Он был небольшого роста. В лице его угадывались черты, говорившие о не совсем русском происхождении, причем и не кавказском. Так же, как и чуть заметный акцент, тоже совсем незнакомый. Лекция быстро подошла концу, и Вовка, кивнув преподавателю и махнув рукой Оле, ринулся к проходной, надеясь застать там своих друзей. Общение было просто необходимо. У проходной друзей не было, но надежда не покидала Вовку и он быстро пошел к клубу. На ступеньках уже толпилась молодежь, а знакомых лиц оказалось не так уж мало. Здесь были и братья Русайкины, и Игорь Нестеренко, и несколько знакомых девчонок. Вовка увидел друзей на последней ступеньке и они весело пошли навстречу друг к другу. "Зайдем" — сказали и Егоркин и Платошкин в один голос, а тезка пояснил: "Там сейчас начинается репетиция ВИА, мы сядем подальше и поговорим". Выговориться Вовка так и не успел, постоянно перебиваемый друзьями. Глаза невольно потянулись к часам. "18.30" показывали они. Опять надо было прощаться с друзьями. Ведь дома к семи ждала мама, вероятно с праздничным ужином. Пока добирался домой на Сокол, вспоминал прошедший день —:первый на заводе. Дома застал маму, которая бегала из комнаты на кухню и обратно. На столе в центре стояла бутылочка пива, традиционная только для воскресенья. Ужин был действительно праздничным и очень вкусным.
Уже засыпая, Вовка думал о дне завтрашнем: "Выдадут белый халат и пилотку, и он уже совсем будет похож на сборщика. А еще надо заглянуть в отдел кадров, узнать когда можно получить справку с места работы". У проходной висело объявление об открытии филиала Станкина при НИИЧаспроме. До окончания приема документов оставалось 12 дней. "Успею" - подумалось Вовке и он уснул первым сном рабочего человека.
Февраль 2002 года.