Золотой вихрь. Что такое турбийон и зачем он в современных часах?
- 24.10.2024
-
К 100-летию бренда «СЛАВА» выпущена, пожалуй, самая сложная и дорогая из юбилейных коллекций часов. Это хронограф «Слава Россия» с турбийоном. Поэтому мы решили вспомнить о турбийоне, его изобретении, истории и современном применении. О новых часах, продажи которых пока не начались, расскажем позднее.
Турбийон (от французского tourbillon, «вихрь») — дополнение к часовому механизму, улучшающее точность хода. Чтобы объяснить его суть, придется «влезть» в механизм, хотя бы частично. Как известно, источником энергии в механических часах является спираль баланса. Она запускает от себя колебания баланса — маятникового колеса. От того, насколько равномерны эти колебания, зависит точность хода.
Так вот, турбийон как система состоит из баланса (1), анкерного колеса (2) и анкерной вилки (3), установленных на вращающейся каретке (4) (см. фото и схему). Он создает своего рода «клетку», которая вращает весь балансовый механизм, что нейтрализует гравитационные отклонения хода.
По скорости вращения каретки различают турбийоны карусельные, минутные и полуминутные. Самые сложные — минутные — можно встретить в топовых коллекциях механических часов. Модели с карусельными турбийонами отличаются наличием промежуточного колеса в каретке, создающего сцепление с анкерным колесом. Полуминутный турбийон был продемонстрирован только швейцарской компанией Parmigiani.
В зависимости от типа каретки выделяют традиционные и «парящие» турбийоны. В классическом варианте каретка крепится к механизму с двух сторон, «парящий» же предусматривает крепление только с нижней стороны механизма.
Задача устройства — исправлять искажения работы часового механизма, возникающие из-за действия гравитации (земного притяжения). Зачем это потребовалось, и почему сегодня не вся наша наручная механика оснащена турбийонами? Ведь внимание к точности измерений времени не уменьшилось, а совсем наоборот!
Дело в том, что почти все механические часы до начала XX века, за исключением настенных, настольных и башенных, были карманными, то есть лежали в узких карманах камзолов, кафтанов, позднее сюртуков и пиджаков, причем вертикально и подолгу. В результате отставание механизма было не только заметным, но и накапливалось.
Изобрел турбийон в 1795 году и сделал в 1805-м великий французский часовщик Абрахам Луи Бреге (1747-1823). Новинка прижилась: хотя слова «понты» в XVIII-XIX веках не знали, само понятие уже было. Были, впрочем, и споры о необходимости турбийонов, которые усилились с появлением наручных часов. Ведь те, в отличие от карманных, подвержены более частым колебаниям. А значит и необходимость антигравитационной подсистемы не очевидна.
Но спрос остался высоким. И сейчас практически каждый часовой бренд считает необходимым выпустить часы с турбийоном. Поскольку все часы с турбийоном очень недешевы, эта подсистема механизма сегодня существует не столько для точности, сколько для подчеркивания статуса, демонстрации роскоши и красоты. Турбийоном оснащаются, в большинстве своем, коллекционные модели, которые захочется передавать по наследству.
С течением времени появились модификации турбийона. В 1920 году немец Альфред Хельвиг создал «парящий турбийон», о котором сказано выше. А в 2003 году, когда многие «похоронили» механические часы, швейцарец Франк Мюллер представил двухосевой турбийон, состоящий из вложенных друг в друга кареток, вращающихся как по горизонтали, так и по вертикали. Инновационный турбийон работает при любом положении часов. В 2004 г. Франк представил турбийон, вращающийся в трех плоскостях.
И это, скорее всего, не последняя инновация в отрасли, прогресс в которой не остановился, как не остановилось колебание часовых пружин и биение человеческой мысли.